На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Макартъ Портретъ.


На лицевой сторонѣ: A. Fedecki a Kharkoff 1906

На оборотной сторонѣ: Alfred Fedecki Photographe De La Cour De SA Imperiale Alexandra Petrowna Kharkoff

Подпись чернилами отъ руки: н Бабушка Катя


Справка:

Альфред Константинович Федецкий – известный харьковский фотограф. Родился в 1857 г. в Житомире в семье польских дворян. Семья Федецких жила в Варшаве, затем переехала в Киев. Детское увлечение фотографией переросло у мальчика в страстное желание посвятить свою жизнь фотоискусству. Родители приняли решение отправить юношу на учебу в Фотографический институт при Венской Академии художеств.

После окончания учебы в 1880 г. Альфред Федецкий вернулся в Киев и поступил работать в фотоателье известного фотографа Высоцкого.

Для молодого фотографа Высоцкий стал и профессиональным наставником и духовным учителем. Он прививал не только фотографические навыки, но и свои взгляды, которым Федецкий остался верен до конца жизни.

За шесть лет работы в Киеве Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот и накопил необходимый опыт для самостоятельной работы. Молодой фотограф принимает решение переехать в другой город.

А. Федецкий пишет на имя харьковского губернатора прошение о разрешении открыть в Харькове собственное фотоателье. После трехмесячной бюрократической волокиты Федецкий наконец получает долгожданное разрешение от харьковского губернатора "на право производства фотографических работ" за № 2821 от 03.06.1886 г.

В начале лета 1886 г. молодой мастер вместе с супругой и полугодовалой дочерью переезжает в Харьков. Согласно резолюции харьковского губернатора Федецкий берет в аренду пустовавшее с 7 апреля ателье фотографа Досекина в доме, на Екатеринославской улице № 6 . Во время детального изучения ранних работ Федецкого, мы обнаружили любопытную деталь: на фотопортретах мастер слегка тонировал дамам губы. Этот нюанс "оживлял" портреты, придавал изображению объем и глубину.

Во время детального изучения ранних работ Федецкого, мы обнаружили любопытную деталь: на фотопортретах мастер слегка тонировал дамам губы. Этот нюанс "оживлял" портреты, придавал изображению объем и глубину.

Альфред Федецкий сознательно и активно искал средства выразительности фотоискусства. Новаторские для своего времени снимки фотографа быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространились по Харькову. О деятельности Федецкого с уважением заговорили в России и во многих странах Европы.

Кроме портретной съемки Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на отечественных и зарубежных фотовыставках, публиковались в журналах, тиражировались в виде планшетов, даже переносились художниками на большие полотна.

В сентябре 1888 г. на Всемирной выставке в Брюсселе А. Федецкий был удостоен золотой медали. В ноябре того же года он удостоился "Высочайшей благодарности" императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда в Харьковской губернии, недалеко от станции Борки.

Федецкий сделал серию фотографий, оформленных в альбом. Один из альбомов, с видами места крушения Императорского поезда, Федецкий преподнес Великому Князю Сергею Александровичу на фотографической выставка в Москве 7 января 1889 г. Такой же альбом фотограф подарил королю Дании Христиану IX. Монарх высоко оценил мастерство харьковского фотографа и наградил его золотой медалью.

1888-1891 гг. становятся для Альфреда Федецкого поистине звездными. Кроме вышеупомянутых – Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1888 г.), Золотой медали от императора Германии Вильгельма II (1889 г.), фотограф был удостоен еще нескольких наград. Федецкого повторно наградили Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1889 г.), Малой серебряной медалью на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве (1889 г.), Золотой медалью на Промышленной выставке в Париже (1889 г.), Золотой медалью Всемирной академии наук (Париж, 1890 г.), Золотой медалью Альфонса III (Мадрид, 1890 г.), Золотой медалью в Лондоне (1891 г.) и высшей наградой – почетным дипломом на Международной фотографической выставке в Париже (1891 г.) . Именитый фотохудожник, коим, несомненно, являлся Альфред Константинович, мог позволить себе жить в Петербурге или Москве. Однако Федецкий предпочел остаться в Харькове. Он продолжает расширять фотографическое дело. Его фотоателье становится крупнейшим в Украине и насчитывает в штате более 10-ти человек техперсонала.

В 1896 году Федецкий всерьёз увлёкся экспериментами в области звукозаписи, рентгеновской фотографии и кинематографа. В харьковской прессе появляется сообщение Альфреда Федецкого о приобретении им съёмочного киноаппарата: «Федецкий А.К. – фотограф Её Императорского Величества вернулся из-за заграничной поездки, где приобрёл навыки кинематографической съёмки (120 снимков в течение 1 секунды)». Первые киносъёмки Федецкого в Харькове датируются 30 сентября 1896 года. В газете «Южный край» сообщалось, что он «заснял на кинематографическую плёнку перенесение иконы Озерянской Божьей Матери на ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты»

В 1898 году Федецкий обращается к технологии изготовления цветной фотографии. «Последним словом фотографического искусства является в настоящее время цветная фотография. Ездивший за границу А.К. Федецкий привёз образцы этой фотографии, поражающие своим исполнением: все цвета радуги, оказались доступными фотографированию при помощи разных приспособлений. К сожалению, последние составляют секрет одной торговой фирмы за границей. Снимки этой фотографии очень дороги» . Приспособления, о которых сообщал автор статьи, были Федецким вскоре разгаданы, и он начал делать высококачественные цветные снимки, которые стоили значительно дешевле заграничных. Более того, фотохудожник овладел техникой нанесения цветного фотографического изображения на разные материалы и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору», которые будет делать собственноручно.

В 1901 году Федецкий изобретает новый способ фотографического производства, который современники охарактеризовали как «очень интересное открытие, сделанное в области фотографии». Речь шла о целиком новом методе съёмки, который позволял очень тонко имитировать офорт-гравюру на цветном металле с рисунком, протравленным кислотой.

В конце 1890-х годов врачи выявили у Федецкого серьёзную болезнь сердца. От подобного недуга в молодые годы скончался его отец. Но он по-прежнему целыми днями был в работе и только с вечерним поездом возвращался к себе на дачу. К работам в ателье добавились ещё заботы по постройке собственного дома на Сумской улице, где Альфред Константинович предполагал обустроить новое роскошное ателье. Но из-за болезни сердца он чувствовал себя всё хуже и хуже и вынужден был сократить время работы в ателье. Федецкий решил поехать в Берлин, чтобы проконсультироваться по поводу своей болезни, но до Берлина не доехал. Альфред Константинович умер 21 июля 1902 года в г. Минске по дороге в Берлин. Ему было всего 45 лет.

Смерть А.К.Федецкого в расцвете творческих сил была большой потерей для фотографической школы Харькова, в какой-то степени затормозила ее развитие. Это выразилось даже в количестве фотомастерских, которых в 1900-х годах сократилось больше, чем на 10. Если в 1890-х годах в Харькове работало около 40 фотографов, то в 1900-х годах после смерти Федецкого осталось 28.