На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Открыточный форматъ.


Е.Я. Цвѣткова

1624. Оп. Мадмуазель Фифи

(Елена Яковлевна Цвѣткова въ роли Рахиль въ оперѣ «Мадмуазель Фифи» Цезаря Кюи.)



Елена Яковлевна Цвѣткова (урожд. Барсова; 10 (22 февраля 1871, Уфа — iюль 1929, Москва) — оперная пѣвица (лирико-драматическое сопрано), музыкальный педагогъ.

Родилась въ семьѣ священника. Участвовала въ концертахъ Уфимскаго музыкального кружка. Въ 1892 г. с большой серебряной медалью окончила Московскую консерваторiю (классъ Е. Лавровской).

Въ 1892—1893 гг. пѣла въ Москвѣ въ составѣ Русскаго оперного товарищества подъ управленiемъ И. Прянишникова. Въ апрѣлѣ 1893 г. дебютитовала на сценѣ Большого театра, но несмотря на большой успѣхъ, не была принята въ труппу. Въ 1893 году выступала въ Житомирѣ и другихъ городахъ. Въ 1896 — 1898 гг. выступала въ Московской частной русской оперѣ С. Мамонтова (театръ Солодникова), въ 1898 — 1903 гг. въ московскомъ Товариществѣ частной русской оперы, въ 1904 — 1911 гг. — въ московской Оперѣ С. Зимина

Гастролировала въ Нижнемъ Новгородѣ (1896, 1907), Петербургѣ (1899), Кiевѣ (1902, антреприза М. Бородая: 1911 — 1912), въ Крыму.

Изъ-за болѣзни горла съ 1917 г. не выступала.

Съ 1912 г. преподавала молодымъ пѣвцамъ Оперы С. Зимина, въ 1919 — 1925 гг. — въ Кiевскомъ музыкально-драматическомъ институтѣ им. Н.В. Лысенко, съ 1920 — въ Кiевской консерваторiи. Съ 1925 г. преподавала въ Минскомъ музыкальномъ училищѣ, затѣмъ — въ музыкальныхъ училищахъ Москвы.

Мужъ — В. А. Цвѣтковъ (1866 - 1933) оперный пѣвецъ, профессоръ Московской и Кiевской консерваторiй.

На оперной сценѣ дебютировала еще будучи студенткой въ 1891 году, исполнивъ въ консерваторскомъ спектаклѣ на сценѣ Большого театра партiю Марцелины въ оперѣ «Фиделiо» Л. Бетховена. Обладала ровнымъ, гибкимъ, рѣдкимъ по красотѣ голосомъ нѣжнаго, теплаго тембра. Благодаря безупречной дикцiи, художественному вкусу и драматическому темпераменту добивалась органического единства вокальной и сценической сторонъ образа; её называли «оперной Ермоловой». Исполняла также партiи меццо-cопрано; репертуаръ включалъ 63 оперныя партiи.

Лирико-драматическое сопрано Цвѣтковой покоряло своей чистотой и свѣжестью, свѣтлымъ, звонкимъ тембромъ. Исключительнымъ талантомъ было отмѣчено сценическое исполненiе артистки. Глубина чувства, искренность и одухотворенность игры очаровывали аудиторiю.

Обширна галерея созданныхъ Цвѣтковой сценическихъ образовъ — она была прекрасной Ярославной (въ «Князѣ Игорѣ» Бородина), Снѣгурочкой и Милитрисой (въ операхъ Римскаго-Корсакова «Снѣгурочка» и «Сказка о царѣ Салтанѣ»), Татьяной и Лизой (въ «Евгенiи Онѣгинѣ» и «Пиковой дамѣ» Чайковскаго), Асей (въ одноименной оперѣ Ипполитова-Иванова), Мими (въ «Богемѣ» Пуччини), Манонъ (въ одноименной оперѣ Массне).

Вершиной сценическаго творчества Цвѣтковой явилась роль Iоанны (въ оперѣ Чайковскаго «Орлеанская дѣва»), которую артистка проводила съ потрясающей драматической силой.

Въ 1910—1912 гг. фирмой «Пате» (Москва, Петербургъ) на грампластинки записаны 10 произведенiй (арiи, романсы, дуэты) въ исполненiи Е. Цвѣтковой.

Умерла въ iюлѣ 1929 года въ Москвѣ.