LXIX Выпускъ Санктъ-Петербургской духовной семинарiи 1902 - 1908 г. Страница 13.


Ѳедоръ Павловичъ Щербовъ (188? - 19??). Въ 1908 году окончилъ Санктъ-Петербургскую духовную семинарiю по 2-му разряду.


Сергѣй Васильевичъ Велтистовъ (188? - 24.09.1921). Уроженецъ Московской губернiи. Сынъ духовнаго писателя, преподавателя Московской Императорской Духовной Академiи и члена учительскаго совѣта при Священномъ Синодѣ протоiерея Василiя Николаевича Велтистова. Въ 1908 году окончилъ Санктъ-Петербургскую духовную семинарiю по 1-му разряду. Выпускникъ С-Петербургскаго Политехническаго института. Поступилъ вольноопределяющимся 1-го разряда въ 23-ю артиллерiйскую бригаду (09.07.1913). Съ 09.10.1913 по 30.01.1914 проходилъ обученiе въ бригадной учебной командѣ. Прапорщикъ (ВП 01.07.1914). 13.06.1915 назначенъ въ спецiальную команду Брестскаго тяжелаго артиллерiйскаго дивизiона. Поручикъ (1916). Участникъ Великой Войны.

Награды:

   Св. Анны 4-й ст. съ надписью "За храбрость" (ВП 04.01.1915)

   Св. Станислава 3-й ст. съ мечами и бантомъ (ВП 14.03.1915)

   Св. Анны 3-й ст. съ мечами и бантомъ (ВП 14.06.1915)

   Св. Станислава 2-й ст. съ мечами (ВП 09.05.1915)

   Св. Анны 2-й ст. съ мечами (ВП 11.08.1916)


Во ВСЮР и Русской Армiи до эвакуацiи Крыма. Галлиполiецъ. На 18 декабря 1920 въ 7-й батареѣ 5-го артиллерiйскаго дивизiона. Умеръ 24 сентября 1921 въ Галлиполи.


Леонидъ Аристарховичъ Дымскiй (1887 - 12.03.1938). Родился въ Санктъ-Петербургѣ въ семьѣ Аристарха Ивановича Дымскаго - псаломщика церкви села Ратчино Ямбургскаго уѣзда.

Въ 1908 году окончилъ Санктъ-Петербургскую духовную семинарiю по 1-му разряду.

28 августа 1908 определенъ священникомъ церкви Николая Чудотворца въ Куйвози Санкт-Петербургской губернiи.

Съ 28 iюля 1915 священникъ Николаевской церкви погоста Ольгинъ Крестъ Гдовскаго уѣзда.

Съ 31 iюля 1915 священникъ церкви Николая Чудотворца Куйвози Петроградскаго уѣзда.

Съ 16 октября 1908 законоучитель земскихъ школъ Куйвози, Лѣсколовской и Гарболовской.

7 января 1909 утвержденъ законоучителемъ Рогасарской земской школы.

23 сентября 1909 утвержденъ законоучителемъ земской школы Куйвози.

Съ 24 ноября 1910 законоучитель Кавголовскаго земскаго училища.

Съ 26 октября 1911 законоучитель Екатерининской земской школы.

13 марта 1912 законоучитель Рохмянскаго земскаго училища.

Награжденъ скуфьей (6 мая 1914), камилавкой (19 мая 1917).

После 1917 года священникъ церкви Рождества Пресвятой Богородицы въ с. Рождествено Красногвардейскаго района Ленинградской области. Арестованъ 28 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 марта 1938 г. приговоренъ по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР («подпольная контрреволюционная группа церковниковъ» въ количествѣ 14 человѣкъ, которую возглавлялъ благочинный протоiерей Севастiанъ Воскресенскiй) къ высшей мѣрѣ наказанiя. Разстрѣлянъ въ г. Ленинградъ 12 марта 1938 г. Мѣсто захороненiя - Левашовская пустошь. Супруга: Анна Константиновна Дымская (1890 -19??). Сынъ: Николай Леонидовичъ Дымскiй (1911-1942) умеръ въ блокаду въ Лениградѣ.


Павелъ Арсеньевичъ Боротинскiй (1887 - 15.09.1938). Родился въ городѣ Тавасттусъ (Финляндiя). Изъ крестьянскаго сословiя. Въ 1908 году окончилъ Санктъ-Петербургскую духовную семинарiю по 1-му разряду. Послѣ окончанiя семинарiи и до 1917 года служилъ въ Финляндiи (г. Томеръ). Въ Финляндiи въ городѣ Ваза остался у него старшiй братъ Евгенiй; упоминалъ о. Павелъ своего брата Николая какъ автора богословскаго сочинениiя. Въ 1918г. переѣхалъ въ Россiю въ связи съ гоненiемъ на православное духовенство въ Финляндiи. Cъ 1918 г. служилъ священникомъ Серафимо-Дивѣевскаго Троицкаго монастыря въ Нижегородской губернiи. Въ 1922г. организовалъ противодѣйствiе изъятiю церковныхъ цѣнностей въ Дивеево (по его совѣту онѣ были замѣнены на бытовые и сохранились). Въ августѣ 1922г. отстраненъ отъ служенiя архiепископомъ Евдокимомъ (?) за непризнанiе "Живой церкви". Въ 1923г. выступалъ противъ "Живой церкви" за сохраненiе единства въ Русской Православной Церкви. Распространялъ воззванiе св. Патриарха Тихона, "Письмо оптинскихъ старцевъ", письмо священномученика митрополита Венiамина Петроградскаго. Съ 1927г. былъ безъ работы и постояннаго мѣста жительства. Уже въ 1922 году о. Павелъ возмутился курсомъ патрiарха Тихона на компромиссъ съ большевиками. Какъ онъ самъ говорилъ на допросѣ въ 1931 году: "Живя въ Дивеево, я, начиная съ 1922-го года до послѣдняго времени въ храмахъ не служилъ по мотивамъ, изложеннымъ мною выше, то есть отрицательнаго отношенiя къ офицiальной церкви. Служилъ у себя въ домѣ — для себя, родственниковъ и тѣхъ знакомыхъ, которые приходили въ то время ко мнѣ". Въ 1928г. написалъ и распространилъ брошюру "Отношенiе къ Совѣтской власти съ точки зрения православнаго нравоученiя" - отвѣтъ на Декларацiю митрополита Сергiя (Страгородскаго). Недопустимымъ компромиссомъ о. Павелъ считалъ молчанiе духовенства о томъ новомъ, что пропагандировала власть. В первый разъ былъ арестованъ въ январѣ 1930 г. Былъ заключенъ въ Тамбовскую тюрьму, гдѣ находился два мѣсяца, послѣ чего его отпустили. Въ 1931 году проживалъ въ д. Пушкарка Тамбовской области. Арестованъ 29 ноября 1931. Приговор особаго совѣщанiя при Коллегии ОГПУ: 10 лѣтъ лишенiя свободы. Постановленiе от 14.07.1932: досрочно освободить, выслать въ Сѣверный край на оставшiйся срокъ. Отбывалъ срокъ въ Карельской АССР, г. Кемь, Бѣлбалтлагъ. Дата окончанiя: 03.1933 г. Будучи въ заключенiи отказывался работать "вслѣдствiе непризнанiя совѣтской власти". Перевенъ въ ссылку въ Вологду (03.1933—1935 гг.) откуда вскорѣ бѣжалъ. До послѣдняго ареста онъ жилъ нелегально въ Нижегородской области въ Арзамасском районѣ въ селѣ Выѣздное. Послѣ закрытiя монастыря тамъ жили нѣкоторыя дивѣевскiя монахини, которыя прiютили его. Когда 2 февраля 1938 года пришли арестовывать отца Павла, онѣ попытались спрятать своего батюшку, заперѣвъ его въ сундукѣ въ подвалѣ дома. Но его все-таки нашли. 8 февраля 1938г. по обвиненiю въ контрреволюцiонной дѣятельности. заключенъ въ Бутырскую тюрьму въ Москвѣ. Приговоренъ ВКВС СССР къ высшей мѣре наказанiя. 15 сентября 1938 года разстрѣлянъ. Отецъ Павелъ Боротинскiй - авторъ многочисленныхъ листовокъ и обращенiй къ православнымъ, имѣвшимъ широкое распространенiе въ 20-30-е годы. Публикуемъ текстъ одной изъ его листовокъ.


Отношенiе христiанина къ совѣтской власти съ точки зрѣнiя православнаго нравоученiя.

(Отвѣтъ на Декларацiю митрополита Сергiя (Страгородскаго)).

1. Въ теченiе вотъ уже 10 лѣтъ ни одинъ изъ православныхъ русскихъ архiереевъ не дерзнулъ разобрать больной для всѣхъ вопросъ о взаимоотношенiяхъ между Церковью и нынѣшней гражданской властью съ точки зрѣнiя нравоученiя Православной Церкви.

Церковь должна быть аполитична, но только тогда, когда будетъ жить въ пустынѣ, доколѣ же она живетъ въ государствѣ, аполитичной Она быть не можетъ и вопросъ о взаимоотношенiяхъ между Церковью и государствомъ оставаться открытымъ не можетъ, а разъ такъ, то нужно ставить вопросъ ребромъ – можно-ли христiанину признавать такъ наз. соввласть.

Рѣшенiе этого вопроса весьма затемняется тѣмъ, что мы отождествляемъ понятiе признанiя власти съ понятiемъ о повиновенiи власти, тогда какъ эти понятiя далеко не тождественныя... Когда мы попадаемъ въ плѣнъ къ разбойникамъ, мы повинуемся имъ, если насъ заставляютъ мыть полы, стряпать и т.п. – поскольку ихъ требованiя не идутъ въ разрѣзъ съ христiанской совѣстью, но это отнюдь не значитъ, что исполняя эти требованiя мы считаемъ себя членами ихъ шайки или признаемъ ихъ, т.е. тѣ задачи и цѣли, къ которымъ направлена ихъ дѣятельность – это не значитъ что ихъ "радость и успѣхи" мы признаемъ за свои.

Признавать власть – значитъ солидаризироваться съ нею и оправдывать тѣ задачи и цѣли къ достиженiю которыхъ она стремится, какъ таковая и считать противленiе ея противленiемъ самому Богу (Римл. ХII.2), солидаризировать это конечно, не всегда распространяется на практические способы ихъ осуществленiя.

Теперь, когда карты большевиковъ раскрыты и ими самими и нѣкоторыми изслѣдователями, едва-ли можно оспаривать, что сравненiе ихъ съ шайкой разбойниковъ, является лишь слабымъ подобiемъ печальной дѣйствительности, что эпитетъ разбойника въ отношенiи идеологiи, способовъ осуществленiя и происхожденiя большевистской власти является слишкомъ мягкимъ, что гораздо ближе къ истинѣ было бы характеризовать ихъ какъ сатанистовъ, какъ и предполагалось на Соборѣ 1917-18 годовъ. Проводя параллель между соввластъю и шайкой разбойниковъ мы легко уясняемъ себѣ, что повиновенiе имъ допустимо под влiянiемъ насилiя въ предѣлах заповѣди "Повиноваться подобаетъ Богови, паче нежели человѣка".

Признанiе же ихъ и добровольное служенiе имъ во всѣхъ видахъ совершенно недопустимо, какъ недопустимо признанiе и служенiе (добровольное конечно) разбойникамъ. Тѣмъ чудовищнѣе представляется признанiе соввласти – властью отъ Бога со стороны нашего епископа. Подобно этому, хотя апостолъ и говоритъ, что несть бо власть аще не отъ Бога, но изъ этого не слѣдуетъ заключать о приложимости этихъ словъ къ соввласти.

Такимъ образомъ, по разуму св. отцовъ, апостолъ Iоаннъ относитъ къ Богу происхожденiе лишь института власти, которая имѣетъ добрыя цѣли и задачи, власть же, имѣющая какiе-либо "худые виды" по мысли Златоуста – не отъ Бога. Государственная власть отъ Бога, пастырство отъ Бога, но не всякiй пастырь отъ Бога...

Что эти слова не приложимы къ соввласти видно изъ того, что основныя задачи и цѣли, къ осуществленiю которыхъ стремится соввласть – уничтоженiе религiи и насажденiе анархiи таковы, что всякiй христианинъ фатально обреченъ на борьбу съ ними и творя "сiе благое" ждать долженъ не похвалы, а меча... Если пастырь будетъ исполняя пастырский долгъ объяснять пасомымъ, что гражданскiй бракъ съ христiанской точки зрѣния есть блудъ, а аборты убiйство, или если же онъ будетъ удерживать ихъ отъ воспитанiя дѣтей въ безбожныхъ филантропическихъ учрежденiяхъ – дѣтскихъ домахъ, то за это онъ конечно не похвалу получитъ.

2. "Религiя есть опиумъ для народа" – центръ всей философiи научнаго марксизма и всѣ послѣдователи его первой своей обязанностью считаютъ не только отступленiе отъ Бога, но борьбу противъ Него.

"Союзъ безбожниковъ" – море антирелигiозной литературы, наводняющей большевистское царство, не выдумка, а ядъ, дѣйствiе котораго могут видѣть, безъ антирелигiозной борьбы немыслимо даже существованiе соввласти.

Отвергая даже идею всякой власти и имѣя цѣлью похищенiе Божеской и человеческой власти, большевистское законодательство все пропитано классовой ненавистью, направленной въ сторону насажденiя анархическихъ началъ, какъ въ области международнаго госуд. права, такъ и въ области гражданскихъ взаимоотношенiй въ немъ. Кодексъ уголовный возводитъ въ степень важнейшаго государственнаго преступленiя – всякое дѣйствiе, направленное въ сторону борьбы противъ началъ безбожiя и анархизма, карая эти преступленiя со всей строгостью и безпощадностью. Поэтому соввласть и является въ собственномъ смыслѣ и единственной на протяженiи всей мiровой исторiи противницей и разрушительницей Богомъ установленной власти и потому самому не можетъ происходить отъ Бога, ибо Богъ себѣ самому противиться не можетъ и говорить послѣ этого о происхожденiи соввласти отъ Бога, все равно, что утверждать и говорить – несть бо блудникъ, пьяница, убiйца – аще не отъ Бога, т.к. въ смыслѣ попущенiя и – они отъ Бога, но если такое выраженiе недопустимо, какъ явно кощунственное, то въ отношенiи большевиковъ оно тѣмъ болѣе недопустимо, чѣмъ больше разница между убiйцей, пьяницей и блудникомъ – съ одной стороны и сатанистомъ, анархистомъ и богоборцемъ – съ другой.

3. Можетъ ли быть христiанинъ участникомъ будущей войны, когда знаетъ, что цѣлью ея является защита завоеванiй революцiи, т.е. сатанизма. КОНЕЧНО НѢТЪ. Христiанинъ не можетъ себя считать даже гражданиномъ советско-сатанинскаго государства. Все, въ чемъ онъ повинуется соввласти, онъ дѣлаетъ не за совѣсть, а за страхъ, исключительно какъ плѣнникъ. Если идеологически мы враги другъ другу, то такими останемся и при осуществленiи каждой стороной своей идеологiи. Если подъ лойяльностью разумѣть лишь то, что мы не выступаемъ съ оружiемъ въ рукахъ противъ соввласти, то мы въ этомъ случаѣ не можемъ быть лойяльными. Плохъ тотъ христiанин, который не молится о скорѣйшемъ ниспроверженiи этого мерзкаго и богохульнѣйшаго новаго сатанинскаго царства.

4. Вопросъ объ отношенiи къ большевизму – есть такой вопросъ который имѣетъ значенiе не только для христiанства, но и для не христiанскаго мiра и слѣдовательно является по преимуществу Вселенскимъ, ибо если государствамъ мiра впервые на протяженiи всей мiровой исторiи пришлось встрѣтиться съ ученiемъ, которое стремится подорвать религiозныя и гражданския основы.

Чтобы избѣжать смерти отъ большевистской инфекцiи, было бы лучшимъ слѣдованiе указанiямъ Патриаршаго посланiя (анаѳемтствованiе совѣтской власти – отъ 19 января 1918 года) и постановленiемъ Собора отъ 22 января 1918 года.


Отецъ Павелъ Боротинскiй.