На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Ученикъ коммерческаго училища.


Открыточный форматъ.

Оборотъ чистый.


Справка:

Возникновению коммерческого образования в России способствовали политические и экономические перемены, которые в свою очередь требовали подготовленных специалистов. Эти перемены были связаны с: «расширением масштабов торговли, появлением ее новых форм, увеличением объема торговых оборотов, выход России на европейские и азиатские рынки требовал от купцов специальных знаний. К тому же пробуждение общественного интереса к торговле, осознание ее значения в развитии экономики страны заставили правительство активно вмешаться в процесс овладения купечество «торговой наукой». В 1770 году дворянин, известный русский промышленник П. А. Демидов решил сделать дело на пользу Отечеству. Он выделил сумме денег размере 205 т.р. на содержание 100 мальчиков из купеческих семей. Тем самым воплотив в жизнь план по созданию первого коммерческого училища. В создании первого коммерческого училища П. А. Демидову огромную помощь оказал И. И. Бецкой, известный на то время государственный деятель. Коммерческое училище было создано в Москве, просуществовало там до 1799 г., а затем было перенесено в Петербург. И.И Бецкой в своем письме П. А. Демидову от 13 марта 1772 г. писал, что имел намерения открыть коммерческое училище, но из-за отсутствия средств ему пришлось отказаться от этой идеи. При создании проекта училища И. И. Бецкой обратился к основным положениям «Проекта училища для купечества» В. В. Крестинина и дополнил их. В. В. Крестинин считается первым автором проекта создания профессиональной коммерческой школы. Сам Демидов, открывая коммерческое училище, ставил цель: «приготовить России образованных деятелей на поприще торговли и промышленности». В этом училище учеников обучали: языкам (французскому, английскому, немецкому), коммерческой корреспонденции и бухгалтерии на русском и иностранных языках, коммерческой арифметике. Специальными предметами были: коммерческая арифметика, техническая химия, товароведение, бухгалтерия, законоведение, политическая экономия, корреспонденция, история торговли и коммерческая география. Воспитательные и образовательные задачи, которые ставил И. И. Бецкой, несмотря на их благородство, были утопичны. Создание «новой породы людей», просвещенных, образованных, трудолюбивых и гуманных дворян был невозможно в российских условиях. В начале XIX в. правительство проводило образовательную реформу и обратило внимание на коммерческое образование. Итогом этого обращения стало то, что Петербургское коммерческое училище (бывш. Демидовское уч. в Москве) получило статус императорского училища. Таким образом, Петербургское коммерческое училище перешло в ведение государства. Новый устав был утвержден в 1804 г., а затем обновлен в 1879 г. Одинаковым уставом и равным правом с Петербургским Коммерческим училищем пользовалось и Московское коммерческое училище. 22-го июля 1804 года в Москве было основано новое коммерческое училище. Инициатива этого дела принадлежала именитому московскому гражданину М. П. Губину, который после того как демидовское коммерческое училище в 1800 году было переведено в Петербург, развил и укрепил в среде московского купечества мысль о необходимости подобного учреждения в Москве. Петербургское и Московское коммерческие училища были в ведении императрицы Марии Федоровны. Управление принадлежало почетным опекунам и советам, в состав которых входили представители местного купечества. С 1806 года Московское коммерческое училище было переименовано в «Московскую Практическую академию Коммерческих наук». Спустя время были предприняты попытки создания новых коммерческих училищ, но они не увенчались успехом. Только в 1861 году были открыты два коммерческих училища одно в Одессе, другое в Риге. В 1880 году в Санкт-Петербурге основано Петровское коммерческое училище. В 1885 году было основано Александровское коммерческое училище в Москве. Все эти училища действовали порознь и в виде особняков. На самом деле из-за обособленности и маленького количества учащихся, училища не могли оказывать глубокого влияния на развитие торговли среды. Более того, некоторые из этих училищ должны были выполнять программы реальных училищ, поэтому они не могли развивать курсы коммерческих предметов должным образом. Эти недостатки послужили появлению в обществе нареканий о плохой подготовке учащихся. «…существование этих училищ нисколько не разрешало вопроса об общей постановке в стране коммерческого образования, тем более, что все они по цели, по продолжительности курса и по составу учеников были более или менее одинаковы и все относились к одному разряду средних». К концу XIX в. коммерческое образование вышло на новый уровень, стало развиваться. Этому способствовал ряд мер предпринятых министерством финансов в 1894–1896 гг. «Положение», утвержденное 1896 г., реформировало коммерческие училища. Стали создаваться новые коммерческие училища: общественные и частные. Общественные коммерческие училища пользовались достаточно широкими правами, нежели частные. Для коммерческих училищ был сделан ряд отступлений, которые давали им свободу действий. Так, например, они самостоятельно организовывали денежные сборы на постройку, ремонт или закупку оборудования для классов. Организация учебно-воспитательного процесса также была в распоряжении руководства училища. Суть министерства финансов, в ведение которого перешли коммерческие училища, была в том, что они осуществляли надзор за училищами, утверждали уставы и ежегодно оформляли отчеты по деятельности всех коммерческих училищ. «Положение» позволило создать целую сеть коммерческих училищ. Количество коммерческих училищ с каждым годом увеличивалось. Так, например, до 1896 г. коммерческих училищ было не более 10, а к 1901 г. их насчитывалось 38, к 1906–1907 гг. — 115, к 1916 г. — 260 училищ. К 1917 году в России существовала развернутая сеть коммерческих учебных заведений. Коммерческие училища при этом являлись наиболее совершенным типом средних учебных заведений, дававшим своим воспитанникам основательную специальную и общеобразовательную подготовку. Коммерческие училища лучше, чем какая-либо иная средняя школа в России, отвечали требованиям буржуазного прогресса. Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческие училища внесли огромный вклад в развитие коммерческого образования в целом. Данные учебные заведения подготовили квалифицированных кадров в сфере торговли и промышленности. Популярность коммерческих училищ всех типов была высокой в период с 1896 года по 1915 год. Это было связано с тем, что коммерческие училища давали среднее образование не хуже, чем в реальных училищах. Стоит заметить, что коммерческие училища всех типов были ориентированы не только на подготовку узких специалистов, а в большей мере на воспитание достойных граждан страны, обладавших моральными принципами и широким культурным кругозором.

Коммерческие училища имели 7-летний или 8-летний курс обучения. Часть учебных часов в старших классах отводилась специальным предметам (товароведение с элементами технологии, бухгалтерия, счетоводство и др.). Выпускники могли поступить в коммерческие институты или высшие технические учебные заведения. Коммерческие училища имели лучшую материальную базу по сравнению с др. средними учебными заведениями России. В 1913/14 учебном году в России было около 250 К. у. (55 тысяч учащихся, в том числе 10,5 тысяч девушек). В коммерческих училищах практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек. В Коммерческих училищах работали известные русские педагоги-методисты: В. А. Герд, В. Н. Верховский, П. А. Знаменский и др. Коммерческие училища существовали до 1918.