На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXVI курсъ 1905-1909.


Листъ 11.


Верхний ряд слева:


Пётр Семёнович Смирнов (17 (29) ноября 1861, погост Мещёрка, Егорьевский уезд, Рязанская губерния — не ранее 1933[1]) — российский историк, богослов. Основные научные труды Смирнова были посвящены истории русского раскола и истории старообрядчества. Редактор журналов «Миссионерский сборник» в 1891—1894 годах и «Христианское чтение» в 1903—1911 годах. Автор ряда статей в Православной богословской энциклопедии.

Родился 17 ноября 1861 года на погосте Мещёрка Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне не существует; территория относится к городскому округу Егорьевск Московской области) в священнической семье. Образование получил в Рязанском духовном училище и Рязанской духовной семинарии. В 1883 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1887 году.

27 октября 1894 становится исполняющим должность доцента кафедры истории и обличения русского раскола. 6 марта 1899 года присвоена учёная степень магистра богословия. С 16 августа 1888 — преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект. 24 марта 1899 года стал доцентом. 30 января 1900 года становится экстраординарным профессором. 13 ноября 1909 года ему присвоена учёная степень доктора церковной истории. 9 декабря 1909 года становится сверхштатным ординарным профессором, а 9 июня 1910 года — ординарным профессором по кафедре истории и обличения русского раскола.


Нижний ряд в центре:


Иван Евсеевич Евсеев (1868, деревня Суровино, Островский уезд, Псковская губерния — 1921, село Каменка, Порховский уезд, Псковская губерния) — российский филолог-славист, специалист

Иван Евсеевич родился в крестьянской семье. Окончил Псковское духовное училище, затем — Псковскую духовную семинарию. Поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1893 году со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания (курс XLI). В 1893 году за сочинение «Лукиановская рецензия LXX в славянском переводе» удостоен степени кандидата богословия.

Работал помощником библиотекаря в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. В 1895 году совершил поездку на Восток для изучения рукописей библиотеки Александрийского патриархата в Каире. В 1897 году Евсеев за сочинение «Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе» был удостоен степени магистра богословия. В 1898 году Евсеев назначен смотрителем Московского Заиконоспасского училища. Преподавал в Александровском коммерческом училище и Московском учительском институте.

С 1902 года Евсеев — инспектор Подольской духовной семинарии. С 1904 года Евсеев — инспектор Орловской духовной семинарии.

В 1906 году Иван Евсеевич защитил докторскую диссертацию «Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе» и занял место доцента кафедры гомилетики, а затем сверхштатного профессора Санкт-Петербургской духовной академии. С 1907 года Евсеев — ординарный профессор. С 11 сентября 1909 года он возглавлял в Санкт-Петербургской духовной академии кафедру русского и церковнославянского языков и истории русской литературы.

С 1 января 1909 г. по 11 марта 1910 г. был редактором журнала Санкт-Петербургской духовной академии — «Церковный Вестник».

Наряду с преподаванием он много времени уделял научным трудам, поставив перед собой цель подготовить авторитетное научное издание церковнославянской Библии и способствовать тем самым изданию нового русского её перевода. В 1910 году Евсеев принял участие в работе Международной комиссии по критическому изданию Септуагинты, возглавляемой А. Ральфсом, он подготовил описание 4 тысяч славянских манускриптов Священного Писания. В 1911 году Евсеев представил в Синод, одобренный Советом Санкт-Петербургской духовной академии проект научного издания славянской Библии. С 1914 года Евсеев — член-корреспондент АН по отделению литературы и языка.

Ещё в 1903 году совместно с А. В. Михайловым он начал работу над проектом по подготовке критического издания славянской Библии. Более 12 лет он пытался найти финансирование, необходимое для реализации этого проекта. Он считал, что эту работу должна была возглавить Санкт-Петербургская духовная академия. В течение ряда лет Синод колебался и не принимал решения, и только в 1915 году при Петроградской духовной академии была создана Библейская комиссия по подготовке этого издания; Евсеев был назначен председателем Комитета по научному изданию Библии. В 1916 году Духовная академия приняла решение о выпуске переиздания Синодального перевода с существенными исправлениями, предложенными Евсеевым, и по его инициативе в рамках Поместного Собора с марта 1918 года стал действовать особый Библейский отдел, однако изданию помешала революция.

В 1918 году Евсеев переехал на жительство с семьей из Петрограда в село Каменка, Порховского уезда, Псковской губернии, одной из причин переезда было приглашение участвовать в организации Народного университета в городе Порхове. Этот проект не был осуществлён. После завершения сезона полевых работ Евсеев неоднократно приезжал на короткое время в Петроград для научных занятий и постоянно выражал готовность принимать участие в работе Библейской комиссии, если ему обеспечат минимальные средства к существованию.

Евсеев имел большую семью — 12 человек и находился с 1918 года до своей смерти в бедственном положении. Скоропостижно скончался от воспаления уха в 1921 году.


Нижний ряд справа:


Николай Константинович Никольский (17 (29) июля 1863, Петергоф, Санкт-Петербургская губерния — 23 марта 1936, Детское Село, Ленинградская область) — русский и советский историк церкви, литературовед, библиограф. Академик Петербургской АН (1916).

Родился в семье священника Константина Тимофеевича Никольского (1824—1910).

В 1883 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и поступил в академию, где его научным руководителем был профессор П. Ф. Николаевский. Большое влияние на формирование научных интересов оказал также дед со стороны матери — священник, историк церкви, переводчик Д. С. Вершинский.

В 1887 году окончил академию со степенью кандидата богословия (выпускное сочинение было посвящено истории Кирилло-Белозерского монастыря и написано на основании рукописей, хранившихся в академической библиотеке) и стал стипендиатом для подготовки к профессорской должности по кафедре русской истории.

Командирован в распоряжение Санкт-Петербургской академии наук для сбора материалов по истории русской литературы XI—XIV веков (1888), преподаватель (1889), доцент (1893), экстраординарный (1898) и ординарный (1899) профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Санкт-Петербургской духовной академии, член-корреспондент Общества любителей древней письменности, магистр богословия (1893), статский советник (1897).

В 1899 году получил степень доктора церковной истории за первую часть монографии о Кирилло-Белозерском монастыре.

Член-корреспондент (1900) и ординарный академик (1916) Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности, член Общества истории и древностей российских при Московском университете, редактор серии «Памятники древнерусской литературы» (1904), лауреат Макариевской премии (1906).

С 1906 года — профессор кафедры русской церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии. Причиной увольнения были либеральные взгляды.

В 1909—1921 годах приват-доцент по кафедре истории Церкви и член Исторического общества Санкт-Петербургского университета. Одновременно профессор по кафедре русской филологии Психоневрологического института (1912—1919), член Русского археологического общества, редактор журнала «Библиографическая летопись» (1914).

Награждён орденами св. Станислава III степени (1896), св. Анны III (1904) и II (1906) степени.

Обвенчан с Анной Петровной Александровской, бездетный.

В 1917 году член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от Российской академии наук, участвовал в 1-й сессии, член X, XII отделов.

В 1918—1924 годах основатель и директор Историко-библиографического музея древней славяно-русской книжности, в который передал 30 тысяч томов и величайшую в мире по объёму картотеку памятников письменности, в 1919–1924 гг. председатель Общества любителей древней письменности.

С 1920 по 1925 год — директор Библиотеки Академии наук и Книжной палаты (Института книговедения).

С 1925 года действительный член АН СССР, в 1928—1931 годах председатель Комиссии по изданию памятников древнерусской литературы и Комиссии по древнерусской литературе.

Похоронен на Кузьминском кладбище города Пушкин в склепе, который был разрушен в 1940-х годах.