На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LVI Выпускъ Императорской Московской Духовной Академiи 1902 - 1906 гг.

Страница 7.


Иван Васильевич Попов (17 января 1867, Вязьма — 8 февраля 1938, Енисейск) — русский православный богослов, церковный историк, патролог, профессор Московской духовной академии.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2003 году. Память 26 января (8 февраля), в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, и 5 (18) ноября, в Собор отцов Поместного собора Церкви Русской (1917).

Родился 17 (29) января 1867 года в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. Не был женат, вёл в миру, по сути, монашескую жизнь.

В 1882 году окончил Вяземское духовное училище, в 1888 году — Смоленскую духовную семинарию, в 1892 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия; тема кандидатской работы: «О совести и её происхождении». В 1892—1893 годах — профессорский стипендиат академии.

Магистр богословия (1897 год; тема диссертации: «Естественный нравственный закон»). Доктор церковной истории (1917; тема диссертации, защита которой состоялась в Петроградской духовной академии: «Личность и учение блаженного Августина». Т. 1, Ч. 1 «Личность блаженного Августина», Ч. 2 «Гносеология и онтология блаженного Августина»).

С 1893 года — исполняющий должность доцента по кафедре патристики Московской духовной академии (МДА).

С 1897 года — доцент по 1-й кафедре патрологии МДА.

С 1898 года — экстраординарный профессор МДА. В 1901—1902 годах находился в научной командировке в Германии, стажировался в Берлинском и Мюнхенском университетах.

С 1917 года — ординарный профессор МДА.

С 1897 года был действительным членом Московского психологического общества при Московском университете.

В 1903—1906 годах редактировал журнал МДА «Богословский вестник» — при нём это издание приобрело значительную популярность, но редактор подвергся критике со стороны консервативно настроенных православных деятелей. Ратовал за автономию МДА, выступил в печати против увольнения В. О. Ключевского (1906). Член Предсоборного присутствия.

Одновременно с 1907 года приват-доцент по кафедре истории Церкви историко-филологического факультета Московского университета, статский советник. В 1917 году профессор Высших женских богословско-педагогических курсов, доктор церковной истории, лауреат Макариевской премии, председатель Комиссии по реформе духовных академий.

Член Поместного собора 1917—1918 годов от МДА, заместитель председателя XII, член I, II, XIX отделов.

В 1917—1919 годах член Правления православных церковных общин Сергиева Посада, в 1918—1923 годах преподавал в МДА и на кафедре философии средних веков Московского университета, преобразованной вскоре в Философский исследовательский институт. В 1919—1926 годах преподавал на академических богословских курсах в Москве.

В 1919 году обратился в Совнарком с протестом против планов властей изъять мощи преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры. В 1924 году по поручению патриарха Тихона составил ответ патриарху Константинопольскому Григорию VII, признавшему обновленцев и предложившему патриарху Тихону удалиться от дел управления церковью. В декабре 1924 года был арестован и приговорён к трём годам лишения свободы. В 1925—1927 годах находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где работал учителем в школе грамотности для заключённых-уголовников. Был одним из авторов «Соловецкого послания», находившихся в лагере православных деятелей (1926), в котором предлагались взаимные уступки государства и церкви на основе лояльности церкви по отношению к государству и невмешательства государственной власти в церковные дела. Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) считал «бесстыдной ложью».

С 1927 года — в Уральской области, с 1928 года — в ссылке в деревне Сытомино Сургутского района на реке Оби, где работал над исследованием о Григории Нисском. Через него из центра России посылались деньги и продукты местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Петру (Полянскому), находившемуся в ссылке на Севере.

В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорён к ссылке ещё на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию — видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом.

Жил в Подмосковье, 21 февраля 1935 года вновь был арестован как «член православной группы русско-католической контрреволюционной организации». В действительности речь шла о получении им посылок от Международного Красного Креста и, возможно, о передаче на Запад данных о гонениях на церковь в СССР. Виновным себя не признал, был приговорён к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края.

9 октября 1937 года был арестован в ссылке, так как якобы «систематически проводил агитацию против существующего строя, дискредитируя стахановское движение и Конституцию СССР, распространяя клевету на руководителей партии», виновным себя не признал. По решению Тройки УНКВД Красноярского края от 5 февраля 1938 года расстрелян 8 февраля.

Научная деятельность

Был выдающимся специалистом в области патрологии, использовал как источники, так и иностранную церковно-историческую литературу. Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключённых — архиереев и клириков — говорил о нём так: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича».

Его труд о блаженном Августине был удостоен Макарьевской премии, при этом профессор Анатолий Орлов заявил, что эта работа далеко превышает по обстоятельности все имеющиеся в нашей, как переводной, так и оригинальной литературе, опыты выяснения духовной личности Августина в этот интереснейший период его религиозно-философских исканий, … поскольку вскрывает те историко-философские факторы, которые имели в особенности определяющее влияние на характер гносеологических и онтологических воззрений Иппонского мыслителя.

По данным протопресвитера Михаила Польского, после прихода к власти большевиков Иван Попов написал второй том своего труда о блаженном Августине, оставшийся в рукописи.

При подготовке канонизации новомучеников и исповедников, совершённой РПЦЗ в 1981 году, его имя было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских, но не вошло в официальный список, изданный в конце 1990-х годов.

Причислен к лику святых определением Священного синода Русской православной церкви от 30 июля 2003 года как новомученик. Вместе с ним был канонизирован его ученик иеромонах Серафим (Тьевар), умерший в лагере в 1931 году.

4 мая 2017 года решением Священного синода Русской православной церкви включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.» (память 5/18 ноября).


Александр Петрович Голубцов (20 ноября [2 декабря] 1860, Ильинский погост, Галичский уезд, Костромская губерния — 4 [17] июля 1911, Сергиев Посад) — русский богослов, профессор Московской духовной академии. Дважды награждался Макариевской премией.

Родился в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны.

Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом).

В 1886—1887 гг. — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»).

С 1887 года — исправлял должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария.

С 1891 года в течение 20 лет был заведующим Церковно-археологическим музеем Московской духовной академии. С 1892 года — доцент академии по кафедре церковной археологии и литургики. Одновременно, в 1893—1896 годах преподавал в академии французский язык. С 1896 года — экстраординарный профессор, с 1907 года — ординарный профессор академии. Курс лекций в академии был посмертно издан его сыном Иваном в 1918 году в двух частях под названием «Из чтений по церковной археологии и литургике». Выпускник академии священник Павел Салагор так отзывался о лекциях профессора Голубцова:

На его лекциях по археологии живой вставала седая старина. Все облекалось в плоть и кровь. В аудитории как-то непроизвольно устанавливалась атмосфера того исторического периода, памятник которого был в данную минуту предметом объяснения профессора. Благодаря тому, что в Академии была своя электрическая станция, Александр Петрович сопровождал свои лекции световыми картинами.

Также с 1898 года Голубцов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

С 1907 года — доктор богословия. Докторская диссертация Александра Голубцова «Соборные чиновники и особенности службы по ним» была посвящена письменно зафиксированным особенностям чинопоследований соборных служб, на которых оказали влияние как Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы, так и характер служб в храме Софии Константинопольской и другие источники. Подготовил к печати и опубликовал «чиновники» Новгородского Софийского (1899), Холмогорского Преображенского (1903), Нижегородского Преображенского (1905) и Московского Успенского (1908) соборов.

Скоропостижно скончался от инфаркта миокарда. Похоронен на Всехсвятском кладбище Сергиева Посада.

В биографической статье о Голубцове, опубликованной вскоре после его смерти, говорилось:

Строгий в отношении к другим, Голубцов ещё строже был к себе. Это сказалось и на его ученых работах. Осторожный в выводах, прекрасный знаток рукописного материала своей науки, он брал для изучения и освещения скромные темы, но доводил работу над ними до исчерпывающих пределов. При этом заключения его часто поражали блеском и глубиной. В самый день смерти он формулировал оригинальный, замечательно тонкий взгляд на происхождение иконостасов в наших храмах. Но эти находки Голубцова часто становились вразрез с идиллическими господствующими объяснениями нашей обрядности и вызывали вверху недружелюбную оценку. Голубцов умер во цвете лет и таланта. Не подлежит сомнению, что неурядицы в московской академии сократили жизнь этого редкого ученого и человека.

Придерживаясь умеренно-консервативных политических взглядов, выступал в защиту академических свобод, в связи с чем вошёл в конфликт с руководством академии в лице ректора епископа Феодора (Поздеевского). Активно поддерживал предложение избрать либерального профессора Илью Громогласова на кафедру церковного права, которое было «провалено» крайними консерваторами. Выступал против вытеснения из академии профессора В. О. Ключевского, за что вместе с другими преподавателями получил порицание от Святейшего Синода.

Труды

Автор научных работ по церковной истории, церковной археологии и литургике, в том числе:

Об обрядовой стороне таинства Елеосвящения: (Пробная лекция) // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1888 год. — М., 1888. — Ч. 42. Кн. 3. — С. 113—130.

О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1894. — Т. 2. № 3. — С. 446—462. Часть 1

О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1894. Т. 2. № 4. — С. 63—88. Часть 2

Вступление на патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патриарха Московского // «Прибавления к творениям святых отцов», 1888.

Из истории изображения креста // «Прибавления к творениям святых отцов», 1889.

Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. — М., 1891.

Памятники прений о вере. — М., 1892.

Молитвенные храмины и открытые христианские храмы первых трех веков // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1896. — Т. 1. — № 3. — С. 351—369.

Из истории древнерусской иконописи. — М., 1897.

Места молитвенных собраний христиан I—III веков. — Сергиев Посад, 1898.

Чиновник Новгородского Софийского собора. — Москва: Унив. тип., 1899

Чиновники Холмогорского Преображенского собора. — Москва: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903

Из христианской иконографии. — Сергиев Посад, 1903.

Соборные чиновники и особенности службы по ним. — Москва, 1907.

Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. — Москва: Синод. тип., 1908. — 312 с.

Сборник статей по литургике и церковной археологии. — Сергиев Посад, 1911.

Литургия в первые века христианства (из лекций) // Богословский вестник. — 1913. — № 7-8, 10, 12.

Историческое объяснение обрядов литургии (из лекций) // Богословский вестник. — 1915. — № 7-8,

Из чтений по церковной археологии и литургике. — СПб., 1917


Николай Гаврилович Городенский (1871—1936) — русский педагог и богослов.

Николай Городенский родился 8 (20) мая 1871 года в селе Кутуново Каширского уезда Тульской губернии в семье священника.

Окончил Венёвское духовное училище (1885), Тульскую духовную семинарию (1891) и Московскую духовную академию (1895) со степенью кандидата — был профессорским стипендиатом. С 1896 года исправлял должность доцента академии по кафедре нравственного богословия. В 1902 году переведён на кафедру теории словесности и истории иностранных литератур.

В 1903 году после защиты диссертации «Нравственное сознание человечества»и получения звания магистра богословия, был утверждён в должности доцента, а в марте 1905 года был избран экстраординарным профессором по кафедре нравственного богословия.

С июня 1907 года — приват-доцент философии Московского университета.

В 1910 году был уволен из Московской духовной академии, формально — в связи с упразднением кафедры. Уехал в Тифлис, где преподавал философию на высших женских курсах.

В 1918—1919 годах — первый ректор Костромского рабоче-крестьянского университета.

В 1919—1926 годах преподавал в различных учебных заведениях Сергиева Посада; в 1927—1935 (с перерывом в 1933 г.) — в Кубанском педагогическом институте.

Умер 27 февраля 1936 года.

Библиография

Н. Г. Городенский является автором ряда статей по вопросам нравственности и религии, в их числе:

Отношение нравственности к религии. — Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, [1895]. — 22 с.

Нравственное значение страданий с христианской точки зрения. — Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, [1896]. — 26 с.

Полемика Локка против теории прирождённости и его собственные воззрения по вопросу о происхождении знания // Богословский вестник. — 1898. — Т. 3. — № 7. — С. 43—68.

Нравственная философия Вл. С. Соловьева. (Оправдание добра. 2-е изд. 1899) / рецензия Н. Городенского. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева лавра. Собств. тип., [1899]. — 36 с.

Нравственное сознание человечества. — Сергиев Посад: Св.-Троиц. Сергиева лавра, 1903. — [4], XII, 345 с.

Франциск Бэкон, его учение о методе и Энциклопедия наук. — Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1915. — 108 с.


Павел Петрович Соколов (1863—1923) — русский психолог и педагог.

Родился в селе Диевы городища в Ярославской губернии в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию (1884) и Московскую духовную академию (1888) со степенью кандидата богословия. Был оставлен на один год при академии профессорским стипендиатом. С сентября 1889 года стал исправлять должность доцента по кафедре психологии, а с сентября 1896 года ещё и преподавал французский язык.

В феврале 1906 года защитил магистерскую диссертацию «Вера. Психол. этюд», в мае получил должность экстраординарного профессора и вскоре выехал в заграничную научную командировку. После возвращения, в 1908—1911 годах преподавал не только в Московской духовной академии, но и в Московском университете, где был приват-доцентом кафедры философии. С 1909 года он также преподавал на Высших женских курсах, в Московском коммерческом институте и Богословском институте для женщин.

В 1914 году был удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре психологии. С марта 1915 года — почётный член академии.

В 1917 году он работал в журнале «Психология и дети». В 1919—1920 гг. был лектором психологии в Медико-педагогическом институте Наркомздрава. С 1919 года — профессор МГУ; руководил психологической лабораторией 2-го МГУ и был помощником председателя Психологического общества. С 1921 года состоял действительным членом Московского психологического института 1-го МГУ.

Умер 1 декабря 1923 года в Москве.

Сочинения

П. П. Соколов — автор около 30 публикаций. Помимо работ по вопросам психологии он написал биографические статьи о В. Д. Кудрявцеве-Платонове, Н. Я. Гроте (Философский скиталец. Памяти Н. Я. Грота. — М., 1899) и др.

Философия в современной Германии // «Православное обозрение». — 1890, № 23 и 44; Отд. изд. — М.: Унив. тип., 1890. — 77 с.

Учение о Троице в новейшей идеалистической философии //«Вера и Разум». — 1892. — № 93 и 94.

Банкротство натуралистического миросозерцания и современный нравственно-религиозный кризис на Западе // «Вера и Разум». — 1897, № 1—4; Отд. изд. — Харьков: тип. Губ. правл., 1897. — 82 с.

Философская основа эволюции / Дж. Кроль; Пер. с англ. под ред. [и с предисл.] доц. Моск. духов. акад. П. П. Соколова. — Харьков: тип. Губ. правл., ценз. 1898. — 192 с. — (В защиту идеалов разума. Избранная библиотека современных западных мыслителей; 4).

О случайности законов природы / Э. Бутру; Пер. с фр. под ред. П. П. Соколова. — М.: типо-лит. В. Д. Бонч-Бруевича, 1900. — 239 с. — (В защиту идеалов разума. Избранная библиотека современных западных мыслителей; 6).

Элементы психологии / Жорж Фонсегрив, проф. философии в Лицее Бюффона в Париже; Пер. с 3-го фр. изд. студентов Моск. духов. акад. под ред., с изм. и доп. П. П. Соколова. —Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1900. — [2], XIV, 351 с. (3-е изд. — Сергиев Посад, 1906)

Вера. Психол. этюд. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1902. — 120 с.

Проблема веры с точки зрения психологии и теории познания. Речь пред защитой магист. диссертации «Вера. Психологический этюд» / П. П. Соколов. — Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1906. — 32 с.

Преподавание психологии в германских и французских университетах. Отчет о загранич. командировке в 1906/7 уч. г. / Проф. Моск. духов. акад. П. П. Соколов. — Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1909. — 16 с.

Исследование умственного уровня детей (Новая измерительная скала по методу Бинэ-Симона) / Проф. П. П. Соколов Предисл.: проф. Н. Виноградов. — М.: Мир, 1925. — 56, [1] с., 4 л. ил.

3-е изд. — М.: Кооп. т-во «Мир», 1928

Ему принадлежит также авторство статьи: «Факты и теория цветного слуха» («Вопросы философии и психологии». — Кн. 37 и 38)