На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXXI курсъ 1910 -1914


Страница 8.


Верхний ряд справа:


Платон Николаевич Жукович (1857, Гродненская губерния — 1919) — русский историк. Представитель «западнорусской» исторической школы.

Родился в селе Пружаны Гродненской губернии 26 сентября 1857 года в семье будущего митрофорного протоиерея Александро-Невского собора. Окончил Кобринское духовное училище в 1871 году одним из трёх лучших учеников, Литовскую духовную семинарию в 1877 году и Санкт-Петербургскую духовную академию по церковно-историческому отделению со степенью кандидата богословия в 1881 году. С 11 августа 1881 года — преподаватель географии и арифметики в Полоцком духовном училище.

Ещё на третьем курсе начал курсовую работу на тему «Кардинал Гозий и Польская церковь его времени», переросшую впоследствии в кандидатскую диссертацию, защитив которую 16 января 1883 года, получил степень магистра церковной истории. Тогда же был переведён на должность помощника смотрителя Виленского духовного училища. С 1884 года — преподаватель церковной истории в Литовской духовной семинарии и Виленском женском училище духовного ведомства. В 1893 году был произведён в статские советники.

Находясь в Вильне, занимался исследованием католического духовного образования и его влияния на духовную жизнь Литвы и Белоруссии. Имел доступ к редким документам, вследствие чего его работы были весьма ценными в научном плане. Долгое время занимаясь изучением католического образования, пришёл к выводу, что образование в Виленском учебном округе должно быть изъято из-под опеки католиков, так как в ней таится серьёзная угроза для целостности Российского государства.

С 1891 года доцент по кафедре гражданской истории в Санкт-Петербургской духовной академии, с 1894 года экстраординарный, с 1901 года ординарный, с 1911 года сверхштатный ординарный, с 1916 года заслуженный профессор, с 1912 года почётный член академии. В 1901 году получил степень доктора церковной истории, защитив диссертацию «Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией до 1609 г.»

С 1903 года член-основатель Галицко-Русского благотворительного общества, с 1904 года член Комиссии по разбору и описанию Архива Святейшего Синода, с 6 мая 1908 года[4] — действительный статский советник, с 1910 года товарищ председателя Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской духовной академии, член Научного общества им. Т. Шевченко, редактор имевшей миллионный тираж книги «Россия под скипетром Романовых: Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 г.» (СПб., 1912), автор около 70 рецензий на диссертации и научные работы, статей в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» и двух первых томах Православной богословской энциклопедии, почетный член Археологических институтов в Санкт-Петербурге и Москве, Полтавской церковной историко-археологической комиссии и Холмского православного братства, пожизненный член Владимирской губернской учёной архивной комиссии, действительный член обществ: Русского исторического[5], Русского географического, Русского библиологического, Библиотековедения, Белорусского вольно-экономического, активный деятель Западнорусского товарищества, с 1916 года член комиссии Государственной думы по делам Православной Церкви.

В 1917 году член Поместного Собора Православной Российской Церкви, член VI, IX, XII, XVI, XXIII Отделов и Комиссии по вопросу о введении нового стиля.

В 1918 году по представлению академика И. С. Пальмова был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению русского языка и словесности. В 1919 году сотрудник Рукописного отделения Публичной библиотеки в Петрограде.

Скончался 12 декабря 1919 года в Петрограде.


Верхний ряд в центре:


Пётр Семёнович Смирнов (17 (29) ноября 1861, погост Мещёрка, Егорьевский уезд, Рязанская губерния — не ранее 1933[1]) — российский историк, богослов. Основные научные труды Смирнова были посвящены истории русского раскола и истории старообрядчества. Редактор журналов «Миссионерский сборник» в 1891—1894 годах и «Христианское чтение» в 1903—1911 годах. Автор ряда статей в Православной богословской энциклопедии.

Родился 17 ноября 1861 года на погосте Мещёрка Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне не существует; территория относится к городскому округу Егорьевск Московской области) в священнической семье. Образование получил в Рязанском духовном училище и Рязанской духовной семинарии. В 1883 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1887 году.

27 октября 1894 становится исполняющим должность доцента кафедры истории и обличения русского раскола. 6 марта 1899 года присвоена учёная степень магистра богословия. С 16 августа 1888 — преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект. 24 марта 1899 года стал доцентом. 30 января 1900 года становится экстраординарным профессором. 13 ноября 1909 года ему присвоена учёная степень доктора церковной истории. 9 декабря 1909 года становится сверхштатным ординарным профессором, а 9 июня 1910 года — ординарным профессором по кафедре истории и обличения русского раскола.



Нижний ряд слева:


Борис Васильевич Титлинов (8 сентября (20 сентября) 1879, Вятка — после 1944) — церковный историк, идеолог обновленческого движения, член Императорского православного палестинского общества.

Родился в семье чиновника межевого ведомства, скончавшегося до рождения сына. Мать преподавала в гимназии и епархиальном училище.

Окончил Вятское духовное училище (1893), Вятскую духовную семинарию (1899), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1903; первым в выпуске), Санкт-Петербургский археологический институт (1910-е годы). Профессорский стипендиат Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1904 года преподаватель философских предметов и дидактики в Литовской духовной семинарии, руководитель церковно-приходской школой при ней. С 1905 года преподаватель в Виленском среднем химико-техническом училище.

Магистр богословия (1905; тема диссертации: «Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви»).

В 1908 году обвенчан с Верой Афанасьевной Муратовой.

Доцент по кафедре истории Русской Церкви (1908), экстраординарный (1912) и ординарный (1916) профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

С 11 марта 1910 по 16 октября 1911 гг. редактировал её журнал «Церковный вестник», но был уволен за уклонение от руководящих церковных начал.

В 1910 году лауреат малой Уваровской премии, член Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1911 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории на тему «Духовная школа в России в XIX столетии», однако соответствующее решение совета Санкт-Петербургской духовной академии не было утверждено Святейшим Синодом после негативного отзыва митрополита Антония (Храповицкого).

В 1916 году стал доктором церковной истории, защитив диссертацию на значительно менее конфликтную тему: «Гавриил Петров, митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1730—1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени».

По отзыву Анатолия Краснова-Левитина

крупный эрудит в области церковной истории, человек острого, скептического ума и холодного темперамента, колкий и надменный, он представлял собой тип светского человека, случайно, помимо воли, благодаря происхождению и образованию, связанного с церковью. <…> он не переносил варварских нравов русского духовенства, из которого вышел. В качестве панацеи от всех зол он предлагал «демократические реформы», в силу которых и сам не верил.

После Февральской революции 1917 года стал одним из соратников нового обер-прокурора Синода Владимира Львова, выступил с инициативой создания на основе издававшегося Синодом «Всероссийского церковно-общественного вестника» и неофициальной части «Церковных ведомостей» нового органа церковной прессы, который стал бы пропагандировать идеи церковных реформ. В апреле 1917 года, после передачи «Всероссийского церковно-общественного вестника» духовной академии, Титлинов был избран его главным редактором — в этом качестве он активно выступал за обновление церкви на демократических началах. Такая точка зрения принципиально расходилась с позицией церковной иерархии и значительной части верующих, в том числе большинства участников Поместного собора 1917—1918 годов.

Также с апреля 1917 года был членом Учебного комитета при Синоде. В июле 1917 года являлся товарищем председателя Первого Всероссийского съезда духовенства и мирян, один из инициаторов создания Союз демократического духовенства и мирян, в работе которого участвовали многие будущие деятели обновленческого движения. Был избран членом Предсоборного совета.

Будучи членом Всероссийского Поместного Собора (участвовал в 1-й и 3-й сессиях, член II, III, XII, XIII, XX отделов), был одним из главных противников идеи восстановления патриаршества; в своём выступлении 21 октября 1917 года обосновывал тезис, согласно которому восстановление патриаршества приведёт к абсолютизму в Церквии возможному церковному разделению, что оно существовало при монархии и не соответствует республиканскому государственному устройству. Остался в меньшинстве; более того, его общественная деятельность вызвала недовольство многих членов собора, некоторые консерваторы даже потребовали исключить Титлинова из состава собора ввиду обвинений в «доносительском» характере его публикаций. Кроме того, было принято решение сделать «Всероссийский церковно-общественный вестник» официальным органом собора, что повлекло за собой увольнение Титлинова с должности редактора.

В феврале 1918 Титлинов выпустил единственный номер газеты «Мир Божий», в которой призывал не отвергать революцию, а просветлять и одухотворять. С июня 1919 года преподавал на кафедре истории религии историко-филологического факультета Петроградского университета, затем в Вологодском пролетарском университете и в Вологодском институте народного образования. В 1920—1921 годах старший архивариус 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда, член Петроградского дома литераторов.

С 1922 года один из идеологов обновленчества. Резко критиковал консерватизм церковной иерархии, обвинял её в сотрудничестве с самодержавием. С 1924 года член президиума обновленческого Священного Синода и Ленинградского епархиального управления, профессор Высшего богословского института в Ленинграде, с 1926 года его проректор, а затем ректор. В 1925 году секретарь Второго обновленческого собора, в 1925–1926 годах ответственный редактор журнала «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви». Одновременно, в 1926—1928 работал помощником библиотекаря Русского отделения Публичной библиотеки, руководил работой по созданию систематического каталога отделения, но был уволен после обвинений идеологического характера (в ошибках в систематизации общественно-политической литературы).

10 февраля 1930 был арестован по обвинению в антисоветской агитации (значительная часть обвинений касалась деятельности Титлинова в 1917—1918; также он обвинялся в антисемитской агитации). Был приговорён к трём годам концлагеря, срок отбывал в СЛОН. 9 июля 1932 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приняло решение о его досрочном освобождении. Поселился в Луге.

Существовала версия о том, что во время Великой Отечественной войны он, находясь на оккупированной территории, был казнён немецкими властями. Однако в «Церковно-историческом вестнике» (№ 12-13 за 2005—2006) Михаил Шкаровский опубликовал документы, из которых следует, что в 1943 году Титлинов был заместителем бургомистра Луги в составе назначенной немецкими властями администрации.

В начале 1944 ему и его жене Наталье, урождённой Малининой, было разрешено эвакуироваться в Германию в город Оберурсель, где проживала сестра его жены, вышедшая в 1930 году замуж за работавшего тогда в СССР немецкого химика доктора Карла Эбеля. Из документов следует, что в феврале 1944 года супружеская чета Титлиновых находилась в Риге, где ожидала возможности выезда в Германию.